Сегодня в Санкт-Петербурге проходит международная конференция «Северный морской путь: состояние, проблемы, перспективы»

11 апреля 2013|00:00 101

В работе конференции принимают участие представители министерств и ведомств России, администраций северных регионов страны, ключевых судоходных и добывающих компаний, судостроительных фирм, проектных бюро. В ходе конференции обсуждались вопросы эффективного функционирования и привлекательности Северного морского пути для судоходства, перспективы развития СМП, а также арктических территорий России.

 Ненецкий АО представил заместитель губернатора округа по инфраструктурному развитию Ян Берлин. Он выступил в самом начале конференции, после представителей ЦНИИ морского флота и Министерства транспорта РФ, с докладом на тему «Влияние СМП на развитие арктических территорий России на примере Ненецкого автономного округа».

В своём докладе Ян Берлин отметил, что Северный морской путь играет исключительно важную роль для развития производительных сил арктических регионов, а также своевременной и в необходимом объёме доставке топлива, продовольствия и промышленных товаров в районы Арктики и Крайнего Севера.  

- Сегодня Ненецкий автономный округ является первым российским регионом, напрямую связанным с добычей и транспортировкой углеводородов на арктическом шельфе и уже получающим от этого выгоду, - рассказывает Ян Берлин. - Первая добывающая платформа «Приразломная» установлена в Печорском море у берегов НАО и зарегистрирована в Нарьян-Маре, что по предварительным расчетам, уже в первое время её эксплуатации будет ежегодно давать сотни миллионов рублей налога на имущество в окружной бюджет.

В районе посёлка Варандей действует стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП) Варандейского нефтеотгрузочного терминала (ВНОТ), через который постоянно осуществляется морская транспортировка тимано-печорской нефти. В дальнейшем на морских месторождениях у побережья Ненецкого округа должны появиться ещё около десяти российских добывающих платформ (Долгинского, Варандей-море, Медынское-море и других). «Для обеспечения их работы потребуется мощная береговая инфраструктура, которую целесообразно разместить на территории Ненецкого округа, - считает заместитель губернатора НАО. - Такого рода проекты должны опираться на мощную современную инфраструктуру обеспечения безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций у его берегов».

Также на конференции Ян Берлин отметил перспективную роль острова Колгуев в вопросе обеспечения логистической эффективности и безопасности в Арктике. На Колгуеве уже имеется взлетно-посадочная полоса аэропорта «Песчанка», на которую приземляются самолеты типа АН-24 и вертолеты. С учетом усиления штормов и ухудшения климата аэропорт острова Колгуева может оказаться бесценным «Островом Спасения» на подходе к  западной части СМП.

Транспортная логистика Колгуева объединяет в единую логистическую структуру аэропорты Архангельска, Нарьян-Мара, Мурманска и постепенно может сблизиться с транспортной логистикой северной Норвегии. На острове много лет функционирует взлётно-посадочная полоса, способная принимать самолеты среднего класса Як-40, Ан-24 и Ан-26, которую можно реконструировать и создать на Колгуеве современный аэропорт, способный принимать воздушные суда более высокого, в том числе, международного класса.

Важное место в развитие программы освоения арктического шельфа отводится  реализации соглашения между компаниями ОАО «НК «Роснефть» и Statoil, подписанного сторонами 5 мая 2012 года, в соответствии с которым предусматривается, в том числе разработка участка  Персеевский. 16 апреля 2012 г. между ОАО «НК «Роснефть» и ExxonMobil подписано Соглашение о создании совместного предприятия для проведения работ на Карском море на 2-х Восточно-Приновоземельских участках. 

В реализации этих проектов возможно полномасштабное участие Ненецкого автономного округа, с использованием полярного посёлка Амдерма, в качестве развивающегося северного морского порта, базы авиационного обслуживания и поста аварийно спасательного подразделения МЧС. «Находящаяся в 20 километрах от Амдермы в створе Карских ворот глубоководная бухта Морозова может стать стратегическим заполярным портом на трассе Северного морского пути: принимать крупнотоннажные суда, обеспечивать укрытие транзитных судов, идущих в сложных гидрометеорологических условиях, служить местом для отстоя и ремонта судов”, - сообщает Ян Берлин.

В рамках освоения континентального шельфа, администрацией Ненецкого автономного округа и Министерством чрезвычайных ситуаций России принято решение о создании в Нарьян-Маре первого Арктического спасательного отряда. Он станет одним из ключевых звеньев комплексной арктической системы безопасности, включающей еще 9 подобных центров — в Мурманске, Архангельске, Салехарде, Дудинке, Тикси, Певеке, Уэлене, Анадыре, Усть-Камчатске. 

Округ поддерживает планы Минтранса России о создании флота, который бы осуществлял патрулирование и дежурство в районах судоходства, поиск и оказание помощи терпящим бедствие судам в ледовых условиях, проведение операций по ликвидации нефтеразливов, оказание помощи в тушении пожаров объектов, доступных тушения с моря, буксировка судов во льдах. Поэтому руководством округа решается вопрос о создании аварийно-спасательной базы МЧС на побережье Карского моря в районе поселка Амдерма.