​Лидирующее число обращений к окружному омбудсмену связано с жилищными вопросами и сферой ЖКХ

Об этом сообщила в среду Уполномоченный по правам человека в НАО Лариса Свиридова, выступая в Собрании депутатов с ежегодным докладом. В целом количество обращений к омбудсмену в 2017 году выросло вдвое по сравнению с 2016 годом – со 109 до 219. По ее мнению, подобная динамика свидетельствует о росте доверия жителей округа к институту уполномоченного.

Из 219 обращений 80% были устными, остальные - письменные. Как и в предыдущие годы, больше всего обращений в 2017 году поступило из Нарьян-Мара (127) и из посёлка Искателей (19). Из удалённых поселений наиболее активными оказались жители Хорей-Вера (6 обращений) и Харуты (4). Поступали в адрес омбудсмена и обращения из других регионов – из Архангельской и Владимирской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Алтай. Еще два гражданина обратились к региональному омбудсмену из-за рубежа (Узбекистана, Украины). 

Как отметила уполномоченный, в 109 случаях заявителю разъяснены средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод. 92 обращения потребовали совместной работы аппарата уполномоченного с органами исполнительной власти и местного самоуправления. В единичных случаях требовалось обращение в прокуратуру или суд.

– Анализ тематики письменных и устных обращений позволяет сделать вывод о том, что в 2017 году жилищная проблема была одной из основных в Ненецком автономном округе, – рассказала Лариса Свиридова. В адрес уполномоченного поступило 58 обращений, относящихся к жилищному праву и вопросам жилищно-коммунального обслуживания населения. Кроме того, по её словам, увеличилась доля обращений по вопросам, касающимся социального и медицинского обеспечения. 

Обращаясь к теме социально-медицинского блока, Лариса Свиридова отметила, что наибольшую актуальность для жителей округа имеют вопросы о порядке начисления и выплат мер социальной поддержки, а также вопросы качества медицинского обслуживания.

Тревогу омбудсмена также вызывает рост обращений (их было 32), связанных с нарушениями трудовых прав граждан. Как отметила уполномоченный, часто предметом обращения являются конфликтные отношения с работодателем.

Иногда для примирения сторон достаточно было разъяснить законодательство и провести доверительные беседы с обеими сторонами, – отметила омбудсмен. 

Однако, по её словам, куда сложнее было урегулировать конфликты, связанные с непониманием работниками системы начисления премиальных выплат в связи с введением новой системы оплаты труда в бюджетной сфере и переходом на эффективный контракт. 

Лариса Свиридова напомнила, что в 2017 году институту уполномоченного по правам человека в НАО исполнилось 10 лет. 

Традиционный доклад правозащитника по итогам года в полном тексте публикуется на официальном сайте уполномоченного. В нем приводится анализ жалоб и обращений граждан за прошедший год, статистика обращений в целом по округу и в динамике по годам, тематика жалоб, конкретные примеры работы по обращениям граждан, а также информация о деятельности уполномоченного и сотрудников аппарата.