О мерах по снижению роста тарифов за коммунальные услуги

В Ненецком автономном округе переход на новую систему оплаты коммунальных услуг по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ № 354, и переход к расчетам платы граждан за коммунальные услуги по новым нормативам потребления коммунальных услуг осуществлен с 1 сентября 2012 года. В соответствии с законодательством в округе нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению определены, исходя из продолжительности отопительного периода, и расчеты с гражданами за отопление осуществляются за фактическое предоставление услуги, то есть за отопительный период. О мерах, принимаемых властями Ненецкого округа, по сдерживанию роста тарифов за услуги в сфере ЖКХ рассказывает начальник Управления строительства и ЖКХ НАО Алексей Тимофеев.

Необходимо отметить, что до введения новых правил определения нормативов потребления по отоплению, когда расчет граждан за тепло осуществлялся пропорционально в течение года, от граждан поступало много жалоб на тот факт, что летом услуга по отоплению не оказывается, а плата за тепло взимается.

Роста платежей граждан в сентябре 2012 года по сравнению с августом 2012 года не произошло. В рамках действовавшего до 1 января 2013 г. законодательства совокупный платеж граждан не должен был превышать 12 % от платежа декабря 2011 года, поэтому всевозможное повышение платы за коммунальные услуги в сентябре 2012 года нивелировалось предоставлением компенсаций для сдерживания роста платы граждан за коммунальные услуги. Всего на цели сдерживания роста платы граждан в бюджете 2012 года было предусмотрено более 750 млн. рублей.

С 1 января 2013 года в Ненецком автономном округе ни у одной регулируемой организации тарифы на коммунальные услуги не изменились и остались на уровне декабря 2012 года.Нормативы потребления коммунальных услуг также не изменились.

Единственной причиной незначительного роста платы граждан в январе за коммунальные услуги в округе во всех случаях явилась прекращение действия нормы статьи 6 закона № 184-ФЗ, позволявшей ранее устанавливать предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям и выплачивать компенсацию расходов на коммунальные услуги в целях сдерживания роста совокупного фактического размера платежей граждан за коммунальные услуги.

Проведенный мониторинг изменения платы граждан за коммунальные услуги по информации,представленной управляющими организациями, показал, что в Ненецком АО с 1 января 2013 года рост платы граждан за коммунальные услуги в среднем составил: в городе Нарьян-Маре - 105,9%, в поселке Искателей - 108,3%, в поселке Амдерма – 104,3 %, в селе Тельвиска -104,7% по сравнению с платой в декабре 2012 года, в остальных сельских муниципальных образованиях - 100 % (т.е. остался на уровне декабря 2012).

Среди факторов,оказавших влияние на это повышение, кроме отмены компенсации, можно отметить более холодный январь, по сравнению с декабрем, а также тот факт, что показания приборов учета в городских поселениях в декабре были сняты 19 декабря, таким образом, в декабре были выставлены квитанции по показаниям за 3 недели, а в январе за 5 недель.

При проведении мониторинга изменения платы граждан в феврале 2013 по сравнению с декабрем 2012 года были учтены все выплачиваемые населению субсидии и льготы на оплату коммунальных услуг. В результате за данный период роста платы ни в одном муниципальном образовании не отмечено.

В связи с изменением федерального законодательства и переходом на оплату коммунальных услуг по экономически обоснованным тарифам Администрация Ненецкого автономного округа заранее прогнозировала с начала 2013 года рост платежей за коммунальные услуги у части граждан Ненецкого автономного округа, которым до 2013 года производилось начисление компенсаций для сдерживания их платы за коммунальные услуги.

Предвидя такую ситуацию, для снижения социальной напряженности и повышения уровня социальной защищенности населения Администрацией Ненецкого автономного округа еще в октябре 2012 года были разработаны меры социальной защиты населения, обеспечивающие снижение стоимости услуг в домах с частичным благоустройством, в которых ожидался наибольший рост платежей.

Во-первых, это установление постановлением Администрации НАО от 16.10.2013 г. № 301-п предельного размера платы граждан, проживающих в городских поселениях Ненецкого автономного округа в одно-, двух-, трехэтажных многоквартирных жилых домах до 1999 года постройки включительно, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, за коммунальную услугу по отоплению в следующих размерах:

- с 1 января по 30 июня 2013 года – 44 рубля на квадратный метр отапливаемой площади жилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома;

- с 1 июля по 31 декабря 2013 года – 50 рублей на квадратный метр отапливаемой площади жилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

Положением о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов установлен размер субсидии для управляющих компаний исходя из 1 Гкал.

В бюджете округа предусмотрено 122, 2 млн. рублей на мероприятия по снижению платы граждан за коммунальную услугу по отоплению в домах постройки до 1999 года и не оборудованных общедомовыми приборами учета (субсидии на возмещение недополученных доходов юридическим лица Управляющим компаниям, предоставляющим гражданам, проживающим в указанных домах, коммунальную услугу по отоплению)

Во-вторых,это субсидирование коммунальной услуги по водоотведению из септиков и выгребных ям путем возмещения недополученных доходов ресурсоснабжающих организаций,возникающих в результате регулирования тарифов на услугу водоотведения.

В бюджете округа на 2013 год предусмотрено 35 млн. рублей на мероприятия по снижению платы граждан за коммунальные услуги по водоотведению из септиков и выгребных ям (субсидии юрид. лицам – ресурсоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов, в результате регулирования тарифов на водоотведение в части вывоза и в части размещения стоков из септиков и выгребных ям)

В результате принятых еще в 2012 году мер плата за названные коммунальные услуги в этих категориях жилья не возросла, а в некоторых случаях даже снизилась по сравнению с платой в декабре 2012 года.

В-третьих,для сельского населения тарифы на коммунальные услуги установлены ниже экономически обоснованного уровня с тем расчётом, чтобы рост тарифов для населения не повлёк за собой рост платы граждан. Для возмещения недополученных доходов ресурсоснабжающих организаций Ненецкого автономного округа, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, данным организациям выделяются субсидии из окружного бюджета. В бюджете округа в 2013 году на эти цели предусмотрено 571, 8 млн рублей.

В четвертых, с введением в действие нормативов потребления коммунальных услуг созданная в округе рабочая группа по их разработке продолжила работу, анализируя применение новых нормативов и рост размера платы граждан, связанный с их применением.  По итогам двух первых месяцев действия новых нормативов принято постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 04.12.2012 № 366-п «О внесении изменений в постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 17.08.2012 № 234-п». Данные изменения способствовали снижению размера платы граждан, поскольку ими были откорректированы нормативы по водоснабжению и водоотведению в связи с уточнением управляющими организациями информации о жилых домах, их этажности, дифференциации по конструктивным и техническим параметрам и по оснащенности водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием.

Таким образом, заблаговременно в 2012 году предпринятые в Ненецком автономном округе меры по недопущению роста платежа граждан, обеспечили защищенность наиболее уязвимых категорий населения при оплате коммунальных услуг и предотвратили всплеск социального недовольства в связи с отменой компенсации.