Министр регионального развития Российской Федерации поддержал предложения губернатора НАО по реализации майского указа Президента России об обеспечении граждан доступным и комфортным жильем

26 июля 2013|00:00 117

Сегодня губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Фёдоров в Санкт-Петербурге принял участие в заседании Президиума Коллегии Министерства регионального развития Российской Федерации, где выступил с докладом о ходе реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» в Ненецком автономном округе. Министр регионального развития Российской Федерации Игорь Слюняев поддержал предложения губернатора Ненецкого автономного округа, прозвучавшие в докладе, и дал поручение Межведомственной рабочей группе учесть их при разработке государственной программы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.

В частности губернатор Ненецкого автономного округа отметил следующее: «Ещё в 2010 году мы приступили к разработке долгосрочной целевой программы «Жилище на 2011-2022 годы», призванной решить основные проблемы, связанные с обеспечением граждан доступным и комфортным жильем. Таким образом, уже в 2011 году была создана базовая платформа для реализации в Ненецком автономном округе Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 600. Общее финансирование программы составляет 22 млрд. рублей. Программа «Жилище» включает в себя шесть профильных подпрограмм.

Достижение целевых показателей, утвержденных главой государства, осуществляется в рамках указанной Программы.

В своем докладе остановлюсь на нескольких основных показателях.

Мы реализуем комплекс мер по улучшению жилищных условий многодетных семей (абзац 3 подпункта «а» пункта 2 Указа).

В регионе 45% многодетных семей изъявили желание получить земельный участок. Все семьи, стоящие на сегодняшний день в очереди, будут обеспечены земельными участками к концу 2015 года.

Необходимые средства для обеспечения земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой предусмотрены программой «Жилище».

Для многодетных семей предусмотрено первоочередное право на получение социальных выплат при ипотечном кредитовании вне зависимости от размера среднедушевого дохода семьи.

В 2012 году средний размер выплат на оплату первоначального взноса для каждой многодетной семьи составил 2,6 млн. рублей, а за первое полугодие 2013 года – 2,8 млн. рублей (рост – 7,7%).

Окружной материнский (семейный) капитал в размере 300 тыс. рублей, который предоставляется при рождении третьего или последующих детей, также может быть направлен в полном объеме или частично на улучшение жилищных условий. Размер окружного капитала ежегодно индексируется, в 2013 году он составляет – 335 тысяч 490 рублей.

С 2011 года реализуются специальные условия ипотечного кредитования отдельных категорий граждан, в особенности молодых семей.

Доля молодых семей, получивших социальную поддержку при ипотечном кредитовании, составила 78 % от общего числа участников подпрограммы.

За счет предоставления социальных выплат на погашение части процентов, начисленных за пользование кредитом, в 2012 году для участников программы достигнуто снижение процентной ставки по ипотечному кредиту до 4,7 %. В 2012-2013 году 73 % выданных в округе ипотечных кредитов были получены участниками окружной программы.

Ликвидация аварийного жилищного фонда (подпункт «е» пункта 2 Указа) в округе активно осуществляется с 2009 года. На 2012-2014 годы для этих целей программой предусмотрено 1,4 млрд. рублей.

На сегодняшний день половина аварийного жилого фонда в округе, признанного таковым в установленном законом порядке по состоянию на 1 января 2012 года, полностью расселена. К 1 января 2015 года, исключительно за счет средств окружного бюджета, обязательство по ликвидации аварийного фонда будет выполнено.

Обозначу проблемы, которые возникают при достижении целевых показателей, утвержденных Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным в рамках майского указа № 600.

Практически вся территория Ненецкого автономного округа расположена за Полярным кругом, где существуют особые условия функционирования объектов жизнеобеспечения населения. В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации в феврале 2013 года, в качестве одного из приоритетных направлений развития выделено обновление и модернизация жилищного фонда, основных фондов жилищно-коммунального хозяйства на основе современных энергосберегающих технологий.

Полагаю необходимым в рамках существующей Стратегии развития Арктической зоны предусмотреть особый механизм обновления и модернизации объектов ЖКХ с сохранением приоритета за муниципальными и государственными организациями коммунального комплекса – как за гарантами национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны в целях улучшения качества жизни населения, проживающего и работающего за Полярным кругом.

Непростой для нашего заполярного региона является задача по привлечению частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства в целях модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства. Особенно в части передачи в концессию или долгосрочную аренду объектов энергетики и коммунальной сферы

Это – особенности Крайнего Севера, где деятельность частных организаций коммунального комплекса затруднительна в силу своей нерентабельности и высокого износа объектов коммунальной инфраструктуры.

Передача в частные руки объектов коммунального комплекса в условиях Крайнего Севера может поставить под угрозу прохождение отопительного сезона, который длится у нас 10, а в некоторых населенных пунктах и все 12 месяцев в году.

Проблематичным для заполярных субъектов является и соблюдение условия Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ по наличию 80% частных организаций коммунального комплекса для муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и получившими в 2008-2012 годах финансовую поддержку Фонда.

Предлагаю изменить условия предоставления финансовой поддержки Фонда муниципальным образованиям Крайнего Севера, исключив из федерального закона №-185-ФЗ условий по соблюдению требования о наличии частных организаций коммунального комплекса.

Кроме того, считаю невозможным участие округа в новой программе Фонда по модернизации коммунальной инфраструктуры. Частные инвесторы, отвечающие требованиям, указанным в законе, отсутствуют на территории округа. Получить почти 100-миллионный кредит в банке для реализации программы модернизации практически невозможно, ввиду отсутствия у заемщика, как правило, достойного обеспечения кредита.

Участие Ненецкого автономного округа в программе модернизации коммунальной инфраструктуры будет возможно в случае выделения финансовой поддержки Фонда не только на оплату банковских процентов и оплату работ по проектированию и изысканиям, а также на погашение части кредита.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 мая 2013 года № 198 создана Межведомственная рабочая группа по разработке государственной программы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Предлагаю в рамках указанной рабочей группы детально проработать варианты решения проблем субъектов Арктической зоны, возникающих при реализации Указа Президента Российской Федерации № 600, в целях их отражения в государственной программе по развитию Арктики.

Министр регионального развития Российской Федерации Игорь Слюняев поддержал предложения губернатора Ненецкого автономного округа, прозвучавшие в докладе, и дал поручение Межведомственной рабочей группе учесть их при разработке государственной программы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.