В условиях Крайнего Севера безопасность обеспечения жизнедеятельности региона превыше всего

«Календарь щелкает каждый день», - таким напоминанием открыл губернатор Ненецкого автономного округа совещание по опережающему «северному завозу» в районы Крайнего Севера. Участие в совещании приняли ответственные за «северный завоз» должностные лица – профильные заместители губернатора Алексей Кайдалов и Владимир Бланк, исполняющий обязанности главы администрации Заполярного района Олег Холодов и руководитель муниципального предприятия «Севержилкомсервис» Василий Витязев.

Прежде, чем обсудить схему предстоящего завоза, участники совещания подвели итоги предыдущего сезона. При этом Игорь Кошин отметил его высокий организационный уровень и соблюдение графика поставок в населенные пункты округа, что позволило без проблем начать отопительный сезон в регионе. Опережающий завоз грузов в села округа в 2014 году был завершен 8 октября. Глава региона также оценил деятельность структур компании «ЛУКОЙЛ» и перевозчика «Транс НАО», которые из года в год при любых обстоятельствах, а порой непростых, выполняют условия заключенных с округом контрактов.

Схема поставок топлива в округ (угля, дров, дизтоплива и бензина) в навигацию 2015 года, как и их объемы,останется, по большому счету, прежней, а вот о качестве поставляемого продукта губернатор просил ответственных руководителей побеспокоиться заранее. Речь, в первую очередь, идет о качестве угля для нужд сельских жителей и обеспечения муниципальных объектов. В 2014 году в округ было поставлено 29,5 тысяч тонн каменного угля из Инты и, казалось бы, неплохого качества. Но при ближайшем рассмотрении были выявлены некоторые его особенности, не устраивающие регион. В частности, низкокалорийное качество угля не позволяет котлам работать в экономном режиме, уголь выделяет большой уровень серы и золы, да к тому же, как показала практика, обладает свойствами самовозгорания. Как доложил губернатору руководитель муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис», которое осуществляет мероприятия «северного завоза» в села округа, в этом году планируется выйти на поставки кузбасского угля, качество которого полностью устраивает заказчика. В этом году угольные предприятия Кемерово готовы работать с регионом без предоплаты. Более того, по предварительным расчетам, кузбасский уголь может обойтись окружной казне дешевле. Игорь Кошин поручил руководителю предприятия провести сравнительный анализ, посчитать экономическую выгоду и сделать предварительные выводы. Доверяй, но проверяй! Руководствуясь этим железным аргументом, практически после совещания Василий Витязев лично отправился на шахты Кузбасса и, что называется, на ощупь опробовал предлагаемый уголь. Выводы, насколько он хорош, будут представлены губернатору позднее.

Более 51 миллиона рублей было затрачено на поставку дров для нужд муниципальных образований в навигацию 2014 года. Как отмечают специалисты Заполярного района, дрова в округ поставляются такого качества, что местные жители умудряются использовать их в качестве строительных материалов. А вот нормы потребления этого топлива для населения давно не пересматривались, как и нормирование электроэнергии, стоимость которой для сельского жителя в 10 раз меньше ее себестоимости. Льготные отпускные цены в поселениях и на бензин. Себестоимость его завоза обходится бюджету в 75 рублей за литр в то время, как на селе он реализуется всего за 31 рубль. В 2014 году в села округа было доставлено более 560 тонн бензина, его потребление выросло за последние два года в два раза.

Общий объем поставок дизельного топлива в населенные пункты округа ежегодно составляет порядка 10 тысяч тонн, в 2014 году на эти цели было затрачено более 290 миллионов рублей. В этом году с учетом индекс-дефлятора поставки топлива для округа обойдутся на 5-7% дороже уровня прошлого года.

Игорь Кошин поручил своим профильным заместителям и руководству Заполярного района внимательно посмотреть на экономику «северного завоза» в 2015 году, попытаться найти скрытые резервы для его удешевления, в том числе подумать об альтернативных вариантах дровам. Немаловажный вопрос сегодня и доступности населенных пунктов, на водных артериях которых требуется проведение дноуглубительных работ, есть вопросы по вывозу и утилизации бочкотары, в которой доставляется в села бензин. Только в этом году 4 тысячи бочек было доставлено в сельские поселения. Обсуждался и вопрос поставок грузов с учетом зимних дорог, но специалисты склоняются к тому, что автомобильный транспорт с учетом его малой вместимости по сравнению с речным обойдется дороже.

«Мы живем в условиях Крайнего Севера, - резюмировал итоги совещания Игорь Кошин. – Поэтому безопасность обеспечения жизнедеятельности территории для нас превыше всего. Но это ни в коем случае не означает, что мы не должны искать пути снижения нагрузки на бюджет на осуществление «северного завоза». Мы также должны сподвигнуть население, учитывая те серьезные льготы, которые предоставляются из средств окружного бюджета жителям округа, на экономию этих средств и на снижение холостых энергозатрат».